- Новости |
- История становления |
- Стандарт |
- Испытания |
- Выставки |
- Статьи |
- Фотогалерея |
- Новости секции |
- Контакты |
- Разное
Доклад Л.А. Гибет на III Международной научно-практической конференции в г. Кирове. Май 2014 года.
История происхождения и становления карельской (карело-финской) лайки многократно опубликована, начиная с1963 г., в журналах «Охота и охотничье хозяйство», «Охота и охотничьи собаки», «Охотник» (ВВОО), Российской охотничьей газете, так что повторять её здесь не имеет смысла. Однако, в те далёкие годы, я, как не специалист в области племенного дела, которое мне – биологу в ходе разведения и совершенствования породы в дальнейшем пришлось досконально освоить, неправильно употребляла термин «порода» по отношению к карело-финским лайкам, впрочем, как и многие другие. В своих первых публикациях я писала, что карело-финская лайка и финский шпиц – это одна порода, которая исходно занимает определённую территорию. Однако, в конце XIX – начале XX вв. породы лаек ещё не существовали, а определённые территории занимали лишь отродья северных остроушек. В публикации А. А. Ширинского Шихматова (1895 г.) на карте-схеме обозначена территория, занятая одним отродьем – финно-карельской лайкой. Из этого отродья финские энтузиасты на территории Финляндии в 90-х годах XIX в. стали создавать породу суоменпистикорва, несколько позднее получившую название «финский шпиц». Основное внимание они уделяли красоте собаки и совершенствованию её экстерьера. Но эти собаки исходно были сельскими, неделёнными охотничьими качествами, поэтому эти качества частично поддерживались, но их сузили только до охоты на боровую дичь. Рабата собаки по пушному зверю считалась порочной. К 50-м годам XX в. порода финский шпиц стала достаточно консолидированной.
Чуть позднее – в начале XX в. в Ленинграде под руководством Е. Леонтьевой и А. П. Бармасова начала воссоздаваться российская порода рыжих остроушек, сначала названная финно-карельской лайкой, затем ненадолго переименованная в русско-финскую лайку, а после создания Карело-Финской ССР – более, чем на 60 лет – в карело-финскую лайку.
В конце XIX и начале XX вв. в России ещё не было национальных пород охотничьих собак в современном понимании. Шло только становление пород гончих, борзых. Лаек обозначали, как «отродья», т. е. определённые группы северных остроухих собак, занимавших сходные территории и на этих территориях обладавших похожими чертами экстерьера. Так были отродья финно-карельских лаек, зырянских лаек, лаек Коми, черемисских лаек, хантейских, мансийских лаек и т. п. При этом были попытки разводить их «в чистоте» и идентифицировать как породы, но пород ещё создано не было, хотя в 1939 году уже издали стандарты вроде бы пород лаек, правда их обозначили, как «временные». Не стоит забывать, что порода любого домашнего животного, в том числе и собаки – «это целостная группа животных одного вида, созданная трудом человека в определённых социально-экономических условиях… отличающаяся от других пород характерными признаками продуктивности» - в нашем случае – охотничьими качествами, а также экстерьером. Так что до1947 г. пород лаек ещё не существовало, были только отродья. И только после1947 г. в России стали сознательно создавать именно породы лаек, в состав которых входили сходные собаки соседних отродий. Всего было создано четыре породы национальных северных остроухих собак: карело-финская, русско-европейская, западносибирская и восточносибирская лайки.
Возвращаясь к началу статьи приходится отметить, что все рыжие остроушки, из которых впоследствии получился финский шпиц, по свидетельству самих финских кинологов, получены в основном из Восточной Карелии. Предки же карело-финских лаек вывозились в основном из центральной и южной частей Карелии и северной части Ленинградской области. И сейчас уже неважно, откуда исходно привозились собаки, а важно с какими целями и для чего и каким образом велась селекция породы.
Задачей российских кинологов всегда было – сохранить тип аборигенной карельской рыжей остроушки, показать её удивительные разносторонние охотничьи качества и вести племенное разведение породы именно в этом направлении.
Карельские лайки обладают преимущественно сухим типом конституции, поэтому они более возбудимы, подвижны и азартны, быстрее и острее реагируют на внешние раздражители. Они раньше и легче начинают работать в лесу, особенно чутко воспринимают мельчайшие оттенки отношения к ним человека, и прежде всего хозяина. Можно сказать, что их яркий окрас вполне гармонирует с яркими чертами их поведения и рабочими качествами. Особенность этой лайки – постоянное желание охотиться, смелость и верность хозяину. Большой охотничий азарт и повышенная восприимчивость к воздействию человека ускоряют и облегчают натаску, но только в том случае, если владелец внимательно и бережно относится к своей карелке. На неё более пагубно действуют грубость, наказания и несправедливое отношение, чем на лаек других пород.
Как и все охотничьи лайки карельская относительно универсальна, легко и охотно идёт на любую дичь. Но больше всего она любит охотиться на «пушные» виды – белку, куницу. Притравленная по норке, азартно её ищет и облаивает, не боится прыгнуть за ней в воду. Что касается боровой дичи, то карелка, работающая по белке, без специальной натаски разыскивает и облаивает глухаря, тетерева. Азарт, вязкость и прекрасная слежка карелки, а также спокойное и доверчивое отношение к ней птицы делают именно её лучшей глухарятницей. Специально натасканные карелки хорошо работают по утке, фазану, в манере спаниеля могут охотиться на болотно-луговую дичь.
Большинство карельских лаек очень смелы по отношению к зверю. На наших внутрипородных состязаниях эти собаки ухитрялись получать в один день дипломы за работу по медведю, вольерным кабану и барсуку. В этом 2014 году кобель Ричек 2650/II М. Матвеева в один день получил высокие дипломы II степени по вольерным кабану и барсуку и диплом III степени при высоких баллах по медведю. Что свидетельствует о сильной нервной системе и очень подвижной высшей нервной деятельности (ВНД).
О1981 г. в первых описаниях и стандартах на карело-финскую лайку (1939, 1959) в графе «тип конституции» всегда фигурировала характеристика «сухой тип» и даже – «лёгкий, сухой». Несколько позднее в связи с прилитием крови финского шпица, обладающего сухим крепким типом конституции, которое понадобилось для расширения генофонда малочисленной породы, появились единичные собаки сухого крепкого типа конституции. Для того, чтобы на тот период по этому признаку не браковать собак, в стандарт1981 г., которым мы пользуемся до настоящего времени, были внесены соответствующие поправки.
Но любая порода домашнего животного не остаётся неизменной. На неё воздействуют мощные факторы содержания, использования, специальной селекции. И за последние более чем 30 лет селекция карело-финских лаек была направлена на воссоздание типа аборигенной рыжей карельской остроушки, собаки именно сухого типа конституции. Поэтому теперь в стандарте на карельскую лайку опять фигурирует именно сухой тип, как более присущий породе. Отдельные собаки сухого крепкого типа конституции присутствуют в породе, и они должны иметь право на размножение, иначе можно излишне сузить генофонд породы. Например, на зимней выставке2014 г. из 11 взрослых кобелей – 9 имели сухой тип конституции, а 2 – сухой крепкий. В зависимости от степени выраженности собаки сухого крепкого типа конституции могут получать даже высшую оценку за экстерьер, но, конечно, они теряют место в ринге. Селекция породы карельская лайка должна вестись в сторону преобладания сухого типа, который, собственно, и определяет высокую подвижность нервной системы, т. е. способность этих собак быстро переключаться с одного вида охоты на другой. Сухой крепкий тип конституции карельских лаек мы не отвергаем, а выносим в графу «недостатки».
Как пример широкого диапазона охотничьего использования можно привести племенных кобелей. В настоящее время зарегистрировано всего 33 кобеля, из них 28% имеют дипломы только по пушным видам, в основном по белке, 36% - только по вольерным видам и 36% как по пушным, так и по вольерным. А всего 64% кобелей дипломировано по пушным видам охотничьих животных.
В России карельская лайка разводится более 80-ти лет, даже в Московском регионе – уже больше 60-ти. Но в период, когда с деяностых годов XX века разведение охотничьих собак взяла на себя Российская федерация охотничьего собаководства (РФОС), подчинённая Российской кинологической федерации (РКФ), стремившейся влиться в мировое сообщество собаководов, карело-финских лаек, из-за наличия в названии породы символа другой страны – финская, стали регистрировать в РКФ как финских шпицев, т. е. породу Финляндии.
Каждая, даже маленькая, страна ревниво охраняет свои ценности, в том числе и национальные породы собак. А мы – «страна огромная», нам ничего не жалко. Собаки, для создания породы карело-финская лайка взяты с нашей территории (Карелия, Ленинградская область), начали специально разводиться нашими кинологами, более 80-ти лет селекцию вели опять же российские кинологи. Так почему же эту породу подарили финнам?
Первыми официально возмутились охотники Свердловской области и обратились в РФОС с просьбой переименовать породу карело-финская лайка в карельскую или русско-карельскую (по примеру русско-европейской), чтобы не фигурировало название страны – «финская», и не возникали бы прецеденты для переименования аборигенной русской породы. В результате на состоявшемся в 2003 году заседании Бюро Президиума РФОС было принято решение назвать породу русско-карельская лайка. Однако, это решение развития не получило, и в РКФ продолжали переименовывать карело-финскую лайку в финского шпица.
В начале XXI века российские кинологи начали понимать, что ни РФОС, ни тем более РКФ, не занимаются собаководством, как отраслью животноводства, как это было до 90-х годов, когда по единым правилам велось всё охотничье собаководство страны под эгидой Министерства сельского хозяйства (МСХ) СССР. И в2007 г. вернули охотничье собаководство под «крышу» Росохотрыболовсоюза – самой сильной и крупной общественной организации в области охотничьего хозяйства. Казалось бы, всё должно вернуться «на круги своя». Но за прошедшее десятилетие под руководством РФОСа кинологи охотничьих обществ привыкли «загонять» всех охотничьих собак в РКФ, требуя получать там сертификатные родословные. И если для всех пород эти сертификаты имеют роль загранпаспорта, то для карело-финской лайки это – смерть национальной российской породы. Это предательство своей страны и всех людей, которые вложили ум, время и душу в становление этой породы.
Здесь приходится вспомнить о баталиях, которые проходили в конце XX века по поводу названия англо-русской и русской пегой гончей. Те апологеты, которые до настоящего времени упорно сопротивляются новому обозначению породы и называют свою яркую собаку англо-русской гончей и не хотят принимать названия русская пегая гончая, должны благодарить за то, что их порода сохранилась благодаря изменению её наименования. А то стала бы называться английским фоксхаундом, к которому она уже давно отношения не имеет.
Событие, которое произошло в 2006 г., когда, не согласовав свою деятельность и с Росохотрыболовсоюзом, ни с оригинатором породы МСОО МООиР, 5 июля 2006 г. Президент РКФ А. Иншаков подписал соглашение с Председателем Финского Кеннел Клуба (FKC) Кари Ярвиненом об объединении карело-финской лайки и финского шпица в одну породу «… соответствующую стандарту породы финский шпиц (номер по FCL – 49». В соответствии с соглашением «… эти собаки имеют право участвовать в национальных и интернациональных выставках, тестах и испытаниях, как финские шпицы». Одним росчерком пера карело-финская лайка, как самостоятельная российская порода была уничтожена, несмотря на то, что ещё в1993 г. была внесена в Государственный реестр селекционных достижений МСХ РФ.
При объединении пород совершенно не учитывались разные направления племенного разведения. Многими десятилетиями эти породы разводились совершенно различно: финский шпиц с упором на совершенствование экстерьера, больше как декоративная собака, а карело-финская лайка – как сугубо охотничья с широким диапазоном охотничьего использования.
Для сохранения породы, в основу которой легли аборигенные лайки Карелии, 3 июня2010 г. Всероссийский кинологический совет (ВКС) Росохотрыболовсоюза, отвечающий за политику племенного разведения охотничьих собак на научнообоснованной, зоотехнически правильной основе, принял решение – из названия породы убрать слово «финская» и именовать породу «карельская лайка». В своей системе, широко распространённой по России, Росохотрыболовсоюз имеет на это полное право. Все здравомыслящие люди и организации могут присоединиться к этой инициативе.
23 мая 2011 года состоялось заседание Президиума ВКС, на котором было принято решение, что с 1 января2012 г. в справках о происхождении щенков, порода должна именоваться как карельская лайка. Но в связи с тем, что по стране народ ещё информирован не полностью, чтобы не возникало путаницы в породах, чтобы не возникали догадки, что карельская лайка какая-то новая порода, мы пишем и рекомендуем писать: «карельская лайка», в скобках (КФЛ), что доказывает, что карельская лайка это название бывшей карело-финской.
Был решён вопрос о прекращении межпородных вязок, чтобы не регистрировать щенков, родившихся от одного из родителей породы «финский шпиц». С 1 января2012 г. во Всероссийской племенной книге (ВПКОС) должны регистрировать только российскую породу – карельская лайка.
После решения ВКС Росохотрыболовсоюза о названии породы – карельская лайка, мы надеялись, что к этому прислушается МСХ РФ и без проволочек снимет несвойственное породе слово «финская» в Государственном реестре селекционных достижений, тем более, что фактический владелец породы Росохотрыболовсоюз это уже сделал. Но… оказывается, не всё так просто.
Мы обратились в РКФ с просьбой зарегистрировать новую для него российскую породу – карельская лайка. Для её утверждения в системе РКФ мы отработали стандарт по типу, принятому в международных организациях. В этом стандарте выявляется ощутимая разница между двумя вроде бы сходными породами – карельской лайки и финского шпица. В результате сравнения двух стандартов выяснено, что карельская лайка отличается от финского шпица по 30-ти позициям. Главные, наиболее выраженные, показаны в таблице.
Основные отличия в экстерьере карельской лайки и финского шпица
Карельская лайка |
Финский шпиц |
||
Общий |
Формат |
слегка растянутый |
почти квадратный |
Тип сложения |
сухой |
сухой-крепкий |
|
Голова |
Форма |
при взгляде сверху-умеренно клинообразная, приближающаяся по форме к равностороннему треугольнику |
при взгляде сверху – яйцеобразной формы с постепенным расширением к ушам, с самым широким местом между ушами |
Область черепа |
- верхняя линия черепной части плоская; |
- верхняя линия черепной части слегка выпуклая; |
|
Стоп |
не резко выражен |
заметно выражен |
|
Уши |
среднего размера |
довольно маленького размера |
|
Нос |
допустим коричневый у палевых собак |
блестящий, угольно-черный |
|
Хвост |
- в крутом, иногда двойном кольце у 90% собак |
- сильно изогнут вперед от основания и плотно лежит вдоль спины, вниз и слегка в бок, прижатый к бедру, верхушка хвоста достигает середины бедра; |
|
Конечности |
углы сочленений хорошо выражены |
углы сочленений выражены в средней степени |
|
Шерстный покров |
остевой волос не длинный, прилегающий |
остевой волос полустоячий или стоячий, довольно длинный |
|
Окрас |
- рыжий всех оттенков - характерны белые проточины на шее, белые пятна на груди, животе, конечностях (носочки) и на кончике хвоста; |
красно-коричневый или коричнево-золотой, предпочтительно яркий-белые пятна на груди - дисквалифицирующий порок |